О семье и Одессе
Утесов любил Одессу и гордился своим родным городом. В своей первой книге «Записки актера» Утесов писал: «Это чудесный приморский город, где много солнца и тепла, заме чательных ученых и чудаков, музеев, зелени, шаланд и парусников. Старина этого города исключительно любопытна. Это был город традиций и легенд, город катакомб и подземелий, город итальянской оперы и памятников старины». В дальнейшем он писал: «Как хотите, можете со мной делать что угодно, а я все равно бу ду кричать: «Одесса — лучший город в мире!..» Может быть, в таком заявлении есть некоторая наивность, но Одесса на самом деле город интересный, своеобразный и прекрасный!». Известно, что не было в России города, где бы проживало такое большое количество представителей различных национальностей, как в Одессе. Разноязычие порождало особый одесский жаргон: в русскую речь включалось множество слов, заимствованных из разных языков, фразы строились неправильно. Но была еще и какая то особая мелоди ка речи, очевидно перенятая от напевности украинского языка. Этот одесский речевой колорит Утесову до известной степени был свойстве нен всегда. Леонид Осипович в своих новеллах 1964 года «Моя Одесса» писал: «...Вы можете мне верить или не верить. Но я родился в Одессе. Хвастать имеет право каждый, но я говорю правду. Родиться в Одес се хотел бы всякий, а удается это немногим. Во первых, нужно, чтобы ваши родители были одесситы или, в крайнем случае, жили там хотя бы за неделю до вашего рождения. Не всякие родители могут себе это позволить...» По воспоминаниям современников, отец Утесова Иосиф Клементь евич (Кельманович) Вайсбейн, был мягким по характеру человеком, очень добрым и деликатным, он никогда громко не разговаривал, не кричал и не ругался. В его характере были черты, свойственные артис тическим натурам. Он любил и умел рассказывать веселые истории и анекдоты. Может быть, от него этот талант перешел к сыну? Иосиф Клементьевич был выходцем из небедной херсонской семьи. Однако, так как он женился против воли родителей (по любви, а не по расчету), то был лишен прав на наследство, которое досталось в итоге брату Науму — его близнецу. Иосиф приехал в Одессу и занялся коммерцией. Служил экспеди тором, отправлял товары из Одессы в Херсон. С утра до позднего вече ра он отсутствовал дома, так как приходилось заключать торговые сделки, заниматься посредническими операциями. В Одессе таких коммерсантов было много, их называли «лепетутниками». А классик еврейской литературы (на идиш) Шолом Алейхем метко прозвал их «людьми воздуха». Конкуренция среди подобных коммерсантов была большая, энер гии приходилось тратить много, а результаты частенько бывали пла чевными. Далеко не каждый день был доходным. Именно поэтому Ио сиф Вайсбейн старался, чтобы его дети сумели занять более прочное место в жизни. И это ему почти удалось. Все дети, кроме Лёди, получи ли высшее образование, что в дореволюционной России было нелегко. Как вспоминал Утесов: «Некоторая сентиментальность, любовь к музыке, склонность к юмору, постоянная тревога о заработке и преданность семье таким встает передо мной наш отец». Главную роль в доме Вайсбейнов играла мать, Мария (Малка) Мо- исеевна (в девичестве Граник). Мария была дочерью не слишком состо- ятельных родителей и поэтому с детства познала суровую жизнь. Она была сдержана на ласку, но внимательно следила за тем, чтобы дети были сыты, одеты, обуты и учились. Как писал Леонид Осипович, «она была двадцать вторым, последним ребенком у своих родителей, а впоследствии растила девятерых детей, из которых четверо умерли в раннем возрасте. Пережить смерть четырех детей не так то прос- то...» В семье радовались сладкому куску, как бы он ни был мал. Дети знали строгую материнскую любовь, которая приучила их к порядку. Отец Утесова всегда подчинялся авторитету матери. Он постоянно со ветовался с ней о своих делах.
И.К.Вайсбейн и М.М.Граник, Одесса, 1912 г.
Мария Моисеевна была женщиной необыкновенной проницательности. От детей она требовала уважения к старшим. Это воспитание хорошо подготовило де- тей к самостоятельной жизни. А Утесову помогало перенести тяготы жизни про- винциального актера. Дочь Михаила Вайсбейна Наталья подарила музею много ценных фотогра- фий, в том числе: Иосиф Клементьевич Вайсбейн и Малка Моисеевна Граник, ро- дители Леонида Утесова. Одесса, 1912 г.; Михаил Вайсбейн, старший брат Леонида Утесова (рожд.1886), Одесса, 1909 г.; Клавдия Вайсбейн, в замужестве Орлова, сестра Утесова (рожд.1889),1910 г.; Прасковья Вайсбейн, в замужестве Шперлинг, сестра Утесова (рожд.1890) с дочерью Галей, в замужестве Гольденфельд (на
Михаил Вайсбейн, старший брат Леонида Утесова, 1886 г.р. Одесса, 1909 г.
обороте фотографии следующая надпись: «До- рогой Наточке от Галечки. Шлю привет Мирри и целую крепко Наточку Паша»), 1912 г.; По- лина Вайсбейн, в замужестве Мирза, сестра Утесова (рожд.1895), его близнец двойняшка. Одесса, 1914 г. Кроме того, Н. М. Вайсбейн по- дарила музею десяток фотографий своего отца Михаила Вайсбейна. В книге «С песней по жизни» Леонид Уте- сов писал: «И вот передо мной Одесса начала века. Треугольный переулок, квартира с балконом на втором этаже, скромные будни семьи, где растет пятеро детей».
Прасковья Вайсбейн, сестра Леонида Утесова, 1890 г.р.
С детства Утесов страстно любил музыку. В три года он обожал слушать соседа, жившего на одной лестничной площадке и игравшего на скрипке. («Герш берг был, наверно, хорошим скрипачом»). Как писал Александр Розенбойм: «Детские... годы Утесова прошли в Треугольном переулке, ныне «улице име ни его», как на своем колоритном языке
Клавдия Вайсбейн, сестра Леонида Утесова, 1887 г.р.
выразился бы Петр Соломонович Столярский. А Треугольный переулок, и Утесов с удовольствием подчеркивал это, расположен рядом с Молдаванкой, где музыка клезмеров звучала чаще и, казалось, громче, нежели в других районах города...» В 1905-1906 годах семья Вайсбейнов переехала на улицу Дегтярную, дом 10. Вечерами Лёдя бегал на бульвар, к памят- нику Ришелье, чтобы послушать музыку. Здесь по очереди играли три оркестра: ду- ховой, итальянский и румынский. Одесса — город южный, с ранней весны и до поздней осени он живет с распахнутыми окнами.
И Утесов, подойдя к оперному театру со стороны переулка, слушал музыку, доносившуюся из окон.
Полина Вайсбейн, сестра Леонида Утесова, 1895 г.р.
Нельзя забывать те оркестры, ко- торые играли на свадьбах и похоронах. Нот музыканты не знали, играли по слуху. Сам Утесов впоследствии расска- зывал о подобных ансамблях: «В таких оркестрах обычно не бы- вало до двух одинаковых инструмен- тов. Поэтому каждый музыкант выс- тупал как солист и мог свободно фан- тазировать, как бы вышивать узоры по канве. Таким образом, создавалось оркестровое произведение в оригиналь- ном вольно-импровизационном стиле». Играли оркестранты все что угодно, по заказу. Если они музыки не знали, то просили напеть мотив и тут же его подхватывали. Кроме того, Лёдя часто ходил к берегу моря, дружил с рыбаками, даже пел для них. Эта любовь к морю осталась у него на всю жизнь.
Из книги «Я родился в Одессе...». Глава 1.
|